Село Бзыбь
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Село Бзыбь. Бзыбская крепость.

Название села происходит от названия горной реки Бзыбь, которая является второй по величине  (после Кодора) рекой в Абхазии.

В настоящее время с. Бзыбь - это промышленная зона Гагрского района. Здесь находятся: мясокомбинат, молкомбинат, автопарк, пивзавод и другие предприятия.

Население поселка 8 тысяч человек.

На берегах Бзыби жизнь кипела еще много веков назад, о чем свидетельствуют руины крепости и храма, дата постройки которых относится к  VIII-IX векам.

Некогда название Бзыбь распространялось на обширную территорию – от реки Бзыби до реки Псоу. Центром  ее считался нынешний район Гудауты. Коренное население этого района – бзыбцы – носители особо диалекта абхазского языка.

У выхода из известняковых теснин на простор приморской низменности больше тысячи лет назад  были построены две крепости, известные под названиями  Калдахварской и Бзыбской. Первая расположена на краю левого обрывистого берега реки и сплошь заросла вековым лесом. Тенистая тропа через заросли приводит к стене с четырьмя мощными полукруглыми башнеобразными выступами. Между выступами видны древние проломы - следы какого-то сражения. Часть стен, окружавших обширный крепостной двор, обрушилась к реке Бзыбь.

Отсюда, сквозь просветы в ветвях деревьев, хорошо видна Бзыбская крепость с храмом. Величественны руины Бзыбского крестовокупольного храма Х века, сохранившего все свои стены на полную высоту, но утратившего свод и купол. От крепости до наших дней сохранились остатки башни и крепостные стены с двумя воротами. Во все времена Бзыбская крепость имела военное значение. С одной стороны, надежно закрывала перевальную дорогу на Северный Кавказ, через перевал Пагеркер в долину реки Лаба, а с другой - контролировала древнюю магистраль, пересекавшую реку Бзыбь.

В 1955 году здесь производились археологические раскопки, наиболее интересные находки помещены в Сухумский Государственный музей.

В народе бытует старинная легенда об этих крепостях.

Рассказывают, что некогда обитатели их договорились жить в дружбе и мире. Они решили соблюдать одинаковый распорядок дня: в одно и то же время в обеих крепостях совершать трапезы, становиться на молитвы, выходить на полевые работы. Условились, что сигналом для начала тех или иных занятий будет подергивание виноградной лозы, переброшенной через реку Бзыбь. Мирно текли годы дружного народа. Но враги, завидовавшие спокойной жизни соседей, решили поссорить их. Они стали дергать лозу в неурочное время, давая неправильные сигналы. Между жителями крепостей возникло взаимное недоверие, затем раздор и, наконец, война, опустошившая крепости.

В позднее средневековье, после того как крепости утратили свое значение, село Бзыбь перешло во владения кнежеского рода Инал-ипа. Основным родом занятий жителей села оставались земледелие, ремесло, бортничество и охота.

А в труднодоступных местах (в лесных чащобах, пещерах и гротах) укрывались лесные братья (абреки), те, кто бежал от  непосильного феодального гнета или укрывался от совершенных преступлений. Как повествует предание, во владениях князя Инал-ипа, в одной из пещер Бзыбского двуречья, скрывались два брата из горного села Псху. Охотясь однажды в тех местах, князь заметил их и пригласил к себе в гости, обещая свое покровительство. Когда же они явились в крепость, князь, пренебрегая законом гостеприимства, сделал их слугами и нарек именем Авидзба. Младшему было поручено прислуживать княжне. Но случилось так, что молодой княжне приглянулся красавец-абрек, и она бежала с ним и с его братом в сторону реки Гумиста. Когда разъяренный князь устроил погоню, старший брат решил пожертвовать собой ради спасения влюбленных. В узком ущелье он встретил преследователей разящими стрелами, от которых погибли князь и его слуги, но и сам он скончался от полученных ран. Младший брат с княжной благополучно добрались до местечка Гумма и от них пошел многочисленный род Авидзба.

Во время первой мировой войны  началось  строительство Черноморской железной дороги между Туапсе  и Ново-Сенаки (ныне горд Цхакая). Однако дорогу построить не успели, а памятником благим намерениям прошлого служат сложенные из речного булыжника устои для моста, торчащие над рекой.

Железная дорога построена здесь была гораздо позже. До 1917 года в Абхазии железных дорог не было. В 1936 году дорога была построена со стороны Тбилиси до Сухуми, а в 1944 году - Адлер- Сухуми, что сократило путь до Тбилиси на 700 км.