Исторический очерк (Пицунда)
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Исторический очерк

Первые археологические памятники, найденные в районе нижнего течения реки Бзыбь, относятся к эпохе палеолита, неолита и медно-бронзовому веку.          В 1935 году в селе   Лдзаа, в восточной части Пицундской сосновой рощи, был найден клад бронзовых топоров. Памятники такого рода относятся к рубежу II-I тысячелетия до нашей эры.

В верховьях реки Бзыби сохранились следы добычи медной руды и выплавки меди. Это древнейшие памятники горнорудного производства на обширной  территории Кавказа. Жители Колхиды того времени уже умели добывать соль из морской воды, обжигать глиняные сосуды, изготавливать различные ткани.

Первым из античных авторов о Питиунте упоминает Артемидор Эфесский в конце II века (106-104 гг.) до нашей эры.

Своим названием город Питиунт, или Питиус, обязан реликтовой сосне (от греческого Pithyus, и лат. Pinus- сосна). Далее из этого названия возникли Пецонда (XIII-XIV вв.) и современное Пицунда. Кстати, абхазское название этого древнего населенного пункта - Амзара - также в переводе означает “сосновая роща”. С Х1 века в грузинских письменных источниках Пицунда встречается под названием Бичвинта, что также переводится как “сосна”.

Возникновение города Питиунта, как и образование других городов Колхиды: Диоскурии, Триглита (Гагра), Гюэноса (Очамчира), Фазиса (Поти), связано с колонизаторской деятельностью античных греков, создававших свои колонии и города-фактории на побережье.

В эпоху эллинизма (IV-I вв. до н.э.) Питиунт играл важную роль в торговом отношении. Из Питиунта, как и из других городов Колхиды, вывозили тис, самшит, корабельный лес, смолу, ткани, мед, воск.

На рубеже нашей эры Питиунт, который историк Плиний называл “богатейшим городом”, а автор второго-первого веков до нашей эры Артимидор - “Великим Питиунтом”, подвергся разграблению и разрушению племенами гениохов. В конце второго - начале  третьего веков римляне возвели здесь мощное укрепление и разместили в нем свой гарнизон.

В этот период на политическую арену вышли местные племена - предки абхазов - апсилы, абазги, саниги и другие, которые к этому времени консолидируются в сравнительно крупные племенные союзы.

В середине третьего века (252-256 гг.) Питиунт дважды подвергался нападению готов. Римский автор пятого века Зосим в своей “ Новой истории”, описывая события, связанные с нападением готов, описывает, что готы переправились через Боспор в Азию, все сметая на своем пути. Готы напали на Питиунт, но предводитель местного гарнизона Сукессиан сумел дать им отпор. Тогда они удалились  восвояси, оставив под Питиунтом многих своих воинов. Однако позже, в 256 г., готы взяли крепость, вырезали весь гарнизон и двинулись на Трапезунд. В результате этого Питиунт на время приходит в упадок.

Римская колонизация существенно отличалась от эллинской. Рим стремился укрепиться на берегах Кавказа железной пятой, строя крепости и размещая там свои гарнизоны.

Для успешного проведения своей политики на Востоке римляне организовали так называемый “Понтийский лимес”. Прибрежные города-крепости Колхиды, в том числе и Питиунт, были органической частью “Понтийского лимеса”. Эти крепости носили военно-морской характер. Связь между ними осуществлялась как по морю, так и по суше.

Первая  карта Пицунды относится ко  второму веку. Ее составил правитель малоазийской провинции Каппадокия Флавий Арриан, который по поручению императора Адриана совершал в это время инспекторский объезд римских владений на Черном море. Эта карта, к сожалению, утеряна. Пицунда на ней показана в виде острова, который отделяется от общего массива суши не то рукавом Бзыби, не то обширной внутренней лагуной.

С конца III-начала IV веков в Питиунте наблюдается большой подъем: возводятся дополнительные оборонительные стены, здания общественного назначения, появляется первый христианский храм, позже богато украшенный мозаичными полами и мраморными колоннами, строятся водопроводы, бани. В связи с подъемом в городе развиваются ремесла.

В этот период Питиунт состоял из двух частей - западной, прямоугольной в плане, и восточной, округлой. Прямоугольная часть является типично римским пограничным кастеллом, расчитанным на гарнизон  из 500 человек. Большинство башен кастелла было сооружено при его восстановлении, произведенном одновременно с  постройкой укреплений восточной части - канабы. Если в кастелле размещался основной гарнизон, то канаба была заселена, главным образом,  ветеранами  - отставными легионерами. Территория городища, обнесенная защитными стенами (абх.  “абаа”), получила у местного населения название Абаата.

В 3-4 км северо-западнее кастелла Питиунта на берегу озера Инкит были расположены остатки оборонительной стены с пристроенной к ней круглой башней, функционировавшей с 3 по 6 века. Эта стена обороняла с севера подступы к Питиунту, защищая его земельные угодья от набегов местных племен.

Рассказывая об истории Пицунды, надо отметить, что Абхазия - одна из стран раннего распространения христианства, а Пицунда - один из самых ранних и важнейших очагов распространения христианства на Черноморском побережье Кавказа. К первой четверти 4 века Питиунт становится  центром православной религии на побережье.

Византийцы, сменившие римлян, превратили Питиунт в религиозно-церковный центр: здесь была учреждена епархия. Возглавлявший ее епископ Стратофил принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее (325 год). В 541 году в Пицунде была учреждена архиепископская кафедра, а с 720 года уже упоминается пицундский католикос. Абхазская церковь, как автокефальная, была представлена и на других  Вселенских соборах в лице Пицундского  епископа. По сообщению Ермия  Созомена (5 век), “ византийскому проповеднику Иоанну Златоусту... по решению императора, враги приготовили позорную ссылку... в отдаленный Питиунт”. Об Иоанне Златоусте можно прочитать и у другого автора. Аммиан Марцелий в IV веке писал:  “ На берегу Понта лежат острова, на которых находятся  известные города Трапезунд и Питиус. На  остров, глаголемый Испинктион (Пицунда), прилежаще на брезе Понтийского моря” был сослан  в 5 веке на общее поселение византийский проповедник Иоанн Златоуст.

В Пицунде археологами выявлены развалины четырех христианских храмов. Три из них находились внутри городища, причем наиболее ранний из них датируется первой половиной 4 века, а другие - 6 и 8 веками. Вблизи городища есть церковь конца 6-7 веков с двумя полукруглыми абсидами. Развалины ее находятся в сосновой роще, у самого берега моря.

Духовенство Пицунды оказывало сильное влияние на судьбу этого края. В продолжение почти двенадцати столетий престол католикосов гордо пренебрегал всеми потрясениями и переворотами в стране. О роли  пицундской церкви в эпоху позднего средневековья известный грузинский исследователь Бакрадзе писал: ”Пицунда приобрела особенную известность с исхода  XIV столетия, а именно с 1390 года: здесь с того времени сидел отдельный католикос или патриарх, духовная власть которого обнимала всю Западную Грузию, т.е. нынешнюю Имеретию, Мингрелию, Гурию, Сванетию и Абхазию... Пицундская церковь являлась одной из сильнейших духовно-феодальных сеньорий позднесредневековой Грузии...”

Во второй половине VI века Пицунда утрачивает свое значение из-за  общего  социально-экономического и политического кризиса, который в то время переживает рабовладельческое общество. Этот процесс привел к более развитой политической единицы - от княжества к царству.

Абхазский царь Леон II переносит столицу Абхазского царства из Анакопии в Кутаиси, тем самым сближая свои земли с грузинским царством, что было немаловажно для Абхазии в то время.

В 1555 году Турция и Персия без объявления войны поделили между собой всю Грузию. Восточная Грузия попала под власть Персии, а Западная (в том числе и Абхазия) - Турции. Отсталая Турция того времени пагубно влияла на дальнейшее экономическое развитие Абхазии, и в частности, на культурную жизнь абхазского народа, на развитие традиций и местного ремесла.

На протяжении почти трехсот лет турки насаждали в Абхазии свою религию, чем и объясняется, что многие абхазы приняли ислам суннитского толка. Турецкое владычество привело к тому, что резиденция католикоса всей Западной Грузии из Пицунды в 50-х годах XVII столетия переместилась в Гелати. Службы в храме в то время уже не было.

В XIII-XIV веках в Пицунде находилась генуэзскаяя фактория Пецонда. О пребывании генуэзцев в Пицунде, рассказывала надпись 1429 года на латинском языке, которая была выгравирована на колоколе Пицундского храма, пропавшем в годы Крымской войны.

Спустя 10 лет после присоединения Грузии к России в 1801 году, Абхазия так же  присоединяется к России, видя в  царском правительстве более сильного покровителя, нежели турецкий султан. А в 1830 году  в Пицунду вступают русские войска, которые возводят здесь укрепление, пристроив к прежним стенам крепости обширные бастионы с бойницами для ведения огня.

В 60-х годах прошлого столетия на Пицунду с миссионерской деятельностью прибывают монахи из подмосковной Троице-Сергиевой лавры. Они организовали здесь свое хозяйство, на не надолго: им помешала русско-турецкая война 1877-1878 гг. В 1885 году царское правительство подарило  Пицундский храм и его окрестности с земельными угодьями (1049 десяти земли и 420 десятин сосновой рощи) Новоафонскому мужскому монастырю. Монахи, получив такой лакомый кусочек земли, построили вблизи храма кельи, трапезную с кухней, гостиницу, подсобные строения. Строительство продолжалось до 1912 года. На территории акрополя они разбили фруктовый сад. Это привело к гибели значительной части ценных для науки археологических памятников.

В 1899 году о здешних монахах осетинский поэт Коста Хетагуров писал: ”Если что портит впечатление от побережья Черного моря, то это монахи”.