Русская иконопись
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Русская иконопись

Почитание икон на Руси начинается с принятия христианства. Первые образцы привозились из Византии и стран Балканского полуострова, откуда позднее  приглашались художники для обучения русских мастеров. Самый известный из тех ранних памятников - “Богоматерь Владимирская “ (11 - первая половина 12 века) - был привезен из Константинополя.

В христианской иконе отводится особенная роль. Сам термин “икона” - греческого происхождения. В переводе он означает “изображение”, “вид”, “образ”. Художественный образ должен возносить  мысли верующего к небу, к созерцанию “ чистых идей”. Живописец стремился передать низменную сущность того или иного явления. В основе каждого из них лежала одна идея, и, передавая ее, необходимо было строго придерживаться ее сущности. А так как сущность была неизменной, то и отображение ее оставалось неизменным. Отсюда - консерватизм византийской иконографии, давшей своеобразные прототипы Христа, Богоматери, некоторых святых.

Освященные традицией, они воспринимались как правдивое изображение действительных событий.

Византийская икона имеет вне временной, вне пространственный характер. Трехмерное пространство заменяет золотой фон, изолирующий любое изображение на нем явление от реальной жизни. Оно оказывается вознесенным в идеальный мир, оторванный от физических законов земли, в котором предметы лишены тяжести, фигуры - объема.

Икона предполагает длительное сосредоточенное созерцание, мысленную беседу.

Ее смысловатый центр - лик святого, получивший своеобразную трактовку: преувеличенные большие глаза, тонкие бесплотные губы, прямая или слегка изогнута линия тонкого носа. В его пристально смотрящих на молящихся глазах фокусировалась идейная и духовная сущность образа. Неподвижный, лишенный внешней экспрессии, он требовал почти столь же неподвижного постепенного восхождения к Богу.

Новое русское искусство - иконопись  - формировалось на основе византийских традиций. Первые иконописные мастерские возникали при монастырях. В 1237 году орды кочевников под предводительством Батыя напали на Русь. Развитие национальной культуры было приостановлено, но не прекращено, и иконы, написанные во второй половине 13 века, стилистически продолжают традиции двух предшествующих столетий.

Поворотным событием в жизни страны стала Куликовская битва, вызвавшая рост народного самосознания. Русские княжества крепли, поднимались из руин и строились новые города.

Конец 14 и начало 15 веков - время, когда окончательно сложились локальные иконописные школы. Наиболее изучены из них сегодня - новгородская и псковская.

Меньше изучены школы иконописцев в Рязанском и Владимиро-Суздальском княжествах. По дошедшим  до сегодняшнего дня образцам, можно предположить, что живопись этих княжеств отличалась неповторимым своеобразием и не имела аналогов в других регионах.

Начавшийся процесс объединения русских земель в 15 столетии вызывает потерю самобытности  в искусстве многих районов Руси. Все больше ориентации происходит на московскую школу, для которой характерна добавление “рафинированности”, внешней изысканности образов.

В то же время широкое распространение получают Иконописные подлинники - сборники прописей с икон, служивших почти обязательными образцами при создании новых произведений. Но, несмотря на жесткие требования, именно в это время появляются новые для русской иконописи усложненные сюжеты, такие как “Богоматерь Гора Нерукосеченная”.

В 16 веке формируются новые художественные центры. Среди них - Переславль-Залесский (“Богоматерь Одигитрия”, “Огненное восхождение Илии”), Сольвычегодский, чьи уникальные памятники еще ждут исследователей.

На Западе религиозная живопись была свидетельством веры, там ее называли “Азбукой”, или “Библией” для неграмотных. На православном Востоке, и особенно в России, иконопись стала свидетельством не столько о вере христиан, сколько о жизни во Христе, о том, что может произойти в человеке, который необразно и символически, а личностно и всерьез воспринял слова Спасителя: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. И если византийская иконопись подчеркивает, что путь к этому совершенству проходит тернистой тропой духовного подвига, то русская традиция являла более не сложность пути, а светлость совершившегося преображения.

Возвращенная христианством русская культура как бы вобрала в себя многие и неустанные духовно-нравственные труды, совершаемые подвижниками и святыми Церкви. Среди этих подвижников - Алипий-иконописец, Андрей Рублев, Феофан Грек, чьи иконы отразили лики современников.