Восточно-Римская империя
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Политическая борьба в Восточно-Римской империи в 4 веке

Афанасьевский толк - единосущие бога-отца и бога сына

Арианский толк - нет единосущия, Иисус творение бога-отца и стоит на ступеньку ниже

Созыв Никейского собора в 325 году, на котором официально провозглашен союз государства и церкви, в  не меньшей степени был обусловлен расколом самих христиан на сторонников “афанасьевского” и “арианского” направлений. На соборе победили сторонники “афанасьевского” толка и во имя единства церкви  император счел целесообразным подкрепить их авторитет административными санкциями. Однако через несколько лет между церковными иерархами и императором Константином происходит конфликт. После этого правитель склоняется на сторону более  послушных арианских епископов. Возглавлявший православных Афанасий, он же глава александрийской церкви, был низложен и изгнан, а Арий призван в Константинополь, но в день своего прибытия внезапно заболел и скончался, что дало основания его сторонникам обвинять афанасьевцев в отравлении. Вскоре, 22 мая 337 года, умер и Константин, не успев созвать, как утверждали  ариане, собор, где их символ веры должен был восторжествовать.

С этого времени при дворе начинается не утихавшая вплоть до конца 4 века борьба православной и арианской партий, обычно тесно переплетавшаяся с борьбой за власть между наследниками Константина. Один из его сыновей, Констанций, которому достался Восток, придерживался  арианства, тогда как утвердившийся на Западе Констант поддерживал никейскую ортодоксию. В начале 350 г. последний был убит узурпатором Магнецием, в свою очередь погибшем через три года в борьбе с Констанцием, которому в конечном счете удалось объединить под своей властью всю империю. Его усилия были направлены на утверждение арианства. Он опирался на поддержку армии и чиновников, однако средние слои населения, которые оказывали большое влияние на политику государства,  ориентировались на епископов никейского толка. Нараставшая конфронтация приводила к частым кровопролитиям и даже в 50х гг. вызвала настоящую гражданскую войну.

Соборы, опровергавшие решения друг друга, низлагавшие и восстанавливающие на своих местах высших церковных иерархов, проходили один за другим.

339 г - Антиохийский собор смещает православного Афанасия

340 г - съезд епископов в Риме Афанасий оправдан.

341-42гг - Антиохийский собор принял компромиссное решение, не удовлетворивших ни одну из сторон.

343 г - В Сердике (София)  произошел новый раскол.

344 г - В Антиохии епископы опять склоняются к никейскому символу веры.

353 г. в Арле и в 355 г. в Милане соборы объявляют о торжестве арианства, против чего выступает папа Либерий, вскоре отправленный в ссылку, и приобретающий все большее влияние епископ анкирский Василий, прозванный впоследствии Великим.

357 и 358 гг. - В Сирмие под эгидой императора проводятся совещания епископов

359 г - созываются параллельно два собора: на Западе, в Римини, и на Востоке, в Селевкии. Оба они под давлением правительства принимают компромиссные решения.

Пока христианская церковь доказывала, чье течение верно, поднимает голову и языческая консолидация. Лидером язычества становится Юлиан, двоюродный брат Констанция и единственный из уцелевших его родственников. После смерти Констанция, Юлиан принимает императорское звание. Он без труда одолел Константинополем. В области религиозной политики Юлиан издал ясные и определенные указы, разрешающие открыть храмы, чтобы в них приносить жертвы и восстановить культы богов. Однако все начинания Юлиана, прозванного Отступником, умерли вместе с гибелью императора 26 июля 363 г., во время похода против персов. Сменивший его на престоле Иовиан, сторонник никейского православия, отменил все распоряжения предшественника. Через год он скончался. Императором становится Валентин, который проводил политику веротерпимости. А его младший брат, ставший сопровителем на Востоке, характеризуется возвращением двора к проводимой ранее Констанцием проарианской церковной политике. Естественно, это вызвало мощную православную оппозицию.

28 сентября 365 г., войска, добывшие власть Юлиану, восстали и провозгласили императором его племянника Прокопия, ориентировавшегося на силы язычников. Но уже весной 366г. он был побежден, схвачен и казнен константинопольским правительством.

Вслед за этим началась полоса террора. В 378 г. Валент выступил против готов, дал бой и был разгромлен. Спасаясь бегством, император погиб. Власть  над  Западом и Востоком  оказалась в руках Феодосия. На протяжении его 16-ти летнего правления ортодоксальное православно-католическое вероисповедание окончательно утвердилось в центральных провинциях империи. Будучи талантливым полководцем, рассудительным человеком, хотя и не отличавшимся большой образованностью, в 394 году провозгласил христианство никейского символа веры единственной религией Римской империи. Начиная с 380 года было издано несколько строгих распоряжений против языческого богослужения, имевших, впрочем, реальную силу только в крупных городах. Воинам- варварам разрешалось исповедание арианства.