Ново-Афонский монастырь стр.2
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Новоафонский Симоно-Канонитский  Пантелеймоновский мужской монастырь был построен  с 1883-96 гг.  Площадь строительства представляет собой прямоугольник, по периметру которого были выстроены здания с кельями, корпусом для высших духовных лиц и гостиницей для наиболее важных гостей. По углам этих зданий расположены небольшие церкви. Одно крыло занимала трапезная. Внутри помещений богатые росписи,  выполненные группой  “волжских богомазов” под руководством братьев Оловянниковых.

Все работы по строительству монастыря стоили около миллиона рублей. Строительство собора было начато в 1888 году и закончено к 1900 году. Он построен по проекту церковного архитектора Никонова при участии архимандрита Иерона. Архитектура Ново-Афонского Пантелеймоновского собора принадлежит к так называемому “ново-византийскому” стилю, весьма распространенному в русском церковном зодчестве конца Х1Х-начала ХХ вв Длина здания 53,3 м, ширина -33,7 м, высота главного купола -40 метров.

В 1911 году монахи пригласили из Москвы для  стенной священными изображениями росписи собора живописца Серебрякова Алексея Васильевича с бригадой. Работы длились до середины 1914 года, живописцы получили за них 60 тысяч рублей золотом.

Росписи собора представляют собой интерес, как последний образец монументальной настенной живописи России начала ХХ века. Это один из последних памятников русской иконописной  школы, достаточно хорошо сохранившейся в “авторском” варианте, без последующих серьезных дополнений.

Собор расписывался по эскизам Серебрякова.  Бригада художников состояла из 17 человек, в том числе и мастера из Палеха (Владимирская губерния) и художники орнаментисты из Москвы. Руководитель - московский художник  Молов Михаил Васильевич.

Художники писали основу и фон (природу, орнаментальное оформление). Палехские мастера придавали всей живописи более строгий иконописный вид в соответствии с утвердившимися в православной церковной живописи  каноном и традиционным художественным стилем Афонской иконописной школы.

Иконописцы придерживались несомненно каноническим требованиям, что заметно даже при беглом осмотре росписей. Изображение природы, явно списаны с местной натуры.

Некоторые сюжеты заимствованы из росписей других храмов. Так сцена “Страшного суда” заимствована из росписи Исакиевского собора в Санкт-Петербурге (художник Федор Бруни), а роспись купола - из храма Спасителя в Москве (художники Марков и Крымский).

Тем не менее, росписи Ново-Афонского собора оригинальны, так как здесь нет копий в буквальном смысле слова, скорее, здесь мы имеем использование общих мотивов композиции, типа лиц, цветового решения изображений.        Общий фон с преобладанием золотого, коричневого и голубого цветов создает впечатление  единства композиций и несколько скрадывает несомненные различия в таланте и профессиональных навыках исполнителей.

Тематика росписей Ново-Афонского собора в своей основе определяется сюжетами из Библии.

Слово “библия”  происходит от множественного числа греческого слова “библос” - книга и, исходя из самого названия, не  является одним цельным произведением. Это сборник различных сочинений числом более шести десятков, условно называемых “книгами”, значительно различающихся между собой как по объему, так и по времени составления, содержания, жанру и стилю. Библия - это собрание древних идеологических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков  (с 13 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

В христианской  Библии выделяют две крупные части: Ветхий завет и Новый завет. Каждая “книга” Библии имеет свое, особое название, например Бытие, Книга пророка Иеремии, Псалтырь, Евангелие от Матфея.

В состав Нового завета входят 27 книг (“Евангелие”, греч.,-благая весть,). Евангелия от Матфея. Марка, Луки, Иоанна составляют первые четыре книги. Авторство четырнадцати других церковь приписывает апостолу Павлу (они адресованы христианским общинам или конкретным людям), а Послания Иакова, два  Послания Петра, три  Послания Иоанна и Послание Иуды принято называть “соборными”, т.е. адресованными всем христианам. Завершает Новый завет Откровения Иоанна Богослова. Тексты  Нового завета считаются каноническими. Написаны они на греческом языке - разговорном языке многих восточных провинций Римской империи.

Однако писания Нового завета были лишь незначительной частью обширной  христианской  литературы создававшейся в 1-3 веках н.э. Не вошедшие в Новый завет рукописи, названы апокрифическими, сама христианская церковь их отвергает.

Возникновение христианства восходит ко второй половине первого века.  Нельзя утверждать, что евреи, были единственным народом, который жил в организованных общинах за пределами своих территориальных границ, в основном зонах иммиграции средиземного мира. Однако евреи со своими ритуальными и культурными особенностями составляли, бесспорно, более обособленную среду, чем другие народы.  Вот в таких общинах и зарождается сама линия новой религии, что в то время было поистине революционным шагом. Многие угнетенные народы в восточных провинциях Римской империи подхватывают, не смотря на гонения со стороны римской власти, первоначальные традиции и обряды христианства. Сам вопрос о возникновении религии достаточно сложен. На эту тему написаны  сотни книг. Поэтому, в нескольких предложениях рассказать о причинах возникновения, а самое главное, проникновения христианства в массы, не возможно.

Легализацию христианство получает в четвертом веке нашей эры. В 306 году император Запада Константин, будущий объединитель Римской империи,  прекратил преследования христиан в подвластных ему провинциях. Правивший Востоком  Галлерий в 30 апреля 311 г. издал указ об официальном признании христиан религиозной общиной. Христиане отныне пользовались теми же правами, что и приверженцы других религий, они имели право открыто совершать свои культовые обряды, занимать любые гражданские и военные должности, что  способствовало все большему проникновению христианства в массы.  В 337 году император Западной и Восточной части Римской империи Константин умирает. С этого времени начинается борьба православной и арианской партий. Эта борьба отчетливо проявилась и в решениях Вселенских соборов, начатых 325 года в городе Никея (см. приложения). Именно  на Никейском соборе были отобраны 4 канонических Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) (Показать росписи). Остальные 12 названы апокрифическими. На соборе в Лаодикее в 363 г. было принято решение разослать всем христианским церквям список, состоящий из 26  писаний, которые вошли в Новый завет - все, кроме Апокалипсиса Иоанна. Но уже в следующем году в письме  епископа Афанасия были названы все 27 писаний. Окончательно же список новозаветных книг был утвержден в 419 году на Карфагенском соборе.

Но, надо отметить, значимость первого Вселенского собора представителей христианской церкви в Никее. Именно там был провозглашен союз между христианской церковью и государством. Здесь же выработался и “символ веры”, в котором бог определяется, как единство  трех лиц (ипостасей), где сын часть бога, а сам бог со всеми качествами отца и духа святого. (Показ центрального купола).

Для христианской религии вопрос об  историчности Христа имеет решающее значение. В Никейском  Символе веры сказано: ” Верую ... в Иисуса Христа..., воплотившегося от духа святого и Марии Девы и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего на третий день... и взошедшего на небеса". Вера в реальную личность Иисуса Христа - это вероисповедный фундамент христианства, как такового.

В росписях Ново-Афонского собора художники запечатлели  рассказ о тридцатилетнем пребывание Иисуса Христа на земле. И эти росписи нам рассказывают следующее.