Ново-Афонский монастырь стр.1
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Ново-Афонский монастырь.

Во второй половине  Х1Х века Абхазия пережила страшную трагедию махаджирства - переселения основной части коренного  абхазского населения в Турцию. В результате этого затормозилось экономическое и культурное развитие края, были забыты многие народные и христианские традиции. И вот русское царское правительство принимает решение о возрождении жизни в приморской части Абхазии.  На одно из первых мест в исполнении этого плана  правительство Александра II ставит вопрос о возрождении христианства.

Ещё в  1851 году в Абхазии были учреждены духовная миссия и архиерейская кафедра, состоящая в  ведении Синода через посредство Кавказского экзархата.

С 70-х годов в Абхазии развертывается строительство деревянных и каменных церквей и монастырей. К этому времени относится и  возрождение очага православия христианства в Анакопии-Псырцхе.

В конце 60х годов прошлого столетия, Афонские монахи обратились с просьбой к  чрезвычайному и полномочному послу России при Оттоманской Порте - графу Н.П. Игнатьеву с просьбой, что бы он возбудил ходатайство перед  кавказской администрацией о предоставлении им в Закавказье необходимого количества земли для обустройства здесь мужского монастыря. Игнатьев в феврале 1875 года обращается с письмом к  наместнику Кавказа  великому князю Михаилу Николаевичу. Вот в результате этой  переписки  царское правительство и обратилось к игумену Старо-Афонского монастыря с просьбой выделить монахов для основания обители.

Русским монахам,  приехавшим из Афона,  на выбор  предложили несколько участков. Выбор пал на  место в устье реки Псырцха. И этот выбор не случаен.

Во-первых, согласно традиции церковной  письменности, на этой земле был  погребен после обезглавливания римскими воинами  в 1 в. н.э. Симон Канонит, один из апостолов Христа, именем которого ещё в IX-X вв. здесь был воздвигнут храм.

Во-вторых, средневековая Анакопия со своими храмами и другими памятниками являлась одним из очагов христианства на Западном Кавказе.

В-третьих, большую роль сыграла живописная природа и особенности микроклимата этого участка Абхазского побережья.

И вот, получив  здесь значительный земельный участок (1 327 десятин, 1 дес. = 1.1 га) и  денежную субсидию от царского правительства, иноки Пантелеймоновского монастыря Афона, что в Греции (см. приложение), с 1875 -1876 годов постепенно начали выделенную площадь обрабатывать и застраивать. В то же время был заложен фундамент монастыря, строительство которого временно  было прервано русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Строительство всех зданий монастырского комплекса было закончено к 1896 году.  А в 1888 году, 24 сентября, император Всея Руси Александр  III собственноручно заложил первый камень в   основание собора, о чем  свидетельствует надпись на главном куполе.

8 декабря 1879 года Александр II утвердил  Устав Новоафонского монастыря. Устав давал монахам широкие права не только в миссионерской, но и в хозяйственной деятельности, что для Абхазии   в те времена было очень важно (напомню, Абхазия была полностью разрушена войной). Согласно того же Устава, число монахов ограничивалось пятьюдесятью.

С начала 1880 года  правительственные круги  стали проявлять усиленный интерес к Новому Афону, как форпосту  империи на Черноморском побережье Кавказа. Уже в то время  Новый Афон становится крупнейшим религиозным центром  на Кавказе.

В 1898 году в Ново-Афонском монастыре жило до 300 монашествующих, 400 послушников и несколько сот рабочих.

К  началу ХХ века монастырь владел 3899 десятинами земли. Культивируемой земли было 99 десятин. Под масличным садом было занято 25 десятин, на которых росло 13 тысяч деревьев, давших 500 пудов маслин. Лимонный и апельсиновый сад занимал 4 десятины, и в 1901 году монахи собрали 64 тысячи плодов. Кстати, именно монахи, занимавшиеся селекционной и аграрной работой, привезли в Новый Афон мандарины японской селекции, которые спокойно выдерживают кратковременные заморозки до - 10-12 °С. Впоследствии эта культура распространилась не только в самой Абхазии, но и в прилегающих районах и на сегодняшний день, заодно с виноградом, является основой сельскохозяйственного производства. Фруктовый сад занимал 23 десятины, с деревьев которого собирали урожай в 700 пудов яблок. Только одного вина  “Изабелла” монахи в 1901 году изготовили 93 000 ведер (ведро = 17 литрам).

Монастырь имел большую животноводческую ферму, где содержалось 20 молочных коров, 10 буйволов, 27 пар рабочих волов и 36 голов гужевых, 60 лошадей. В трех пасеках было до 500 ульев, с которых в 1902 году монахи собрали 200 пудов меда и 23 пуда воска.

С 1900 года монастырь арендовал в Ленкорани, на Каспии, рыбный промысел, на котором трудились 200 рабочих. Промысел в 1903 году принес 300 000 рублей прибыли.

При благосклонном отношении со стороны царского правительства новоафонские монахи заимели свои подворья.  Такие подворья были организованы в Одессе, Новороссийске, Туапсе, но наиболее большие были  на Пицунде и в 70-ти километрах от Майкопа, где был построен большой монастырь.

Для расширения коммерческой деятельности монахи в 1881 году испросили у царского правительства разрешение организовать на своем парусном судне грузовые перевозки по Черному морю. Для этого они в том же году построили пассажирскую и грузовую пристани, куда заходили суда “Русского общества пароходства и торговли”. Так что, можно смело утверждать, что монахи выступали чуть ли не пионерами в организации  пассажирских перевозок вдоль  Крымско-Кавказской линии.

Плодотворные успехи в коммерческой деятельности позволили  монастырю вкладывать деньги в свое развитие и в техническое оснащение помещений. В 1902 году при монастыре заработала своя гидроэлектростанция, а для удобства сообщения между многочисленными подворьями - узкоколейная железная дорога.

В миссионерских целях   в 1892 году монахи построили церковноприходскую школу, которую заканчивают Н. Лакоба, И. Вардания и др. Абхазский ученый, общественный и государственный деятель С.М. Ашхацава в 13 лет стал учеником новоафонской школы, а затем Ардонской духовной семинарии.

Монастырь пережил и первую русскую революцию 1905-07 годов, и  первую мировую войну,  которая нанесла небольшой убыток монастырскому хозяйству, а так же и Октябрьскую революцию. И только в 1924 году  правительство Абхазии закрыло монастырь, с вердиктом  - центр контрреволюционной пропаганды. С того времени все строения монастыря стали приходить в негодность. Росписи в кельях и соборе некому было реставрировать, а многие драгоценные украшения и культовые предметы либо переплавили на драгоценные металлы, а то и во все пропали и безвестно легли на дно запасников  музеев. В 1932 году был разобран иконостас собора, который представлял по воспоминаниям очевидцев уникальное  зрелище из камня, ценного дерева и благородных металлов. Наиболее ценные детали пропали, а некоторые фрагменты находятся в Сухумском историческом музее.

Все эти здания - это видимые постройки. А монастырь обладал грандиозными подвалами в шесть этажей. После того, как отсюда ушли последние монахи, секрет откачивания воды, просочившейся через карстовые породы, был забыт. И в настоящее время спуститься вниз не представляется возможным.