Храм Симона Кананита
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

Храм Симона Кананита

В раннее средневековье Анакопия  являлась одним из центров христианства на Западном Кавказе. Здесь имелись храмы VI-VII веков, о чем свидетельствует характер декораций анакопийских плит, близость их мотивов к раннехристианским. А то, что в 30-х годах VIII в. храм в Анакопии уже существовал, косвенно  подтверждает одно сообщение Джуаншера, где сказано, что осажденные арабами защитники города пользовались чудесным покровительством иконы Божией Матери. Несомненно, что крепость, хранящая чтимую икону, имела и церковь.

Наиболее интересным архитектурным и культовым сооружением раннего средневековья является храм Симона Кананита. Он представляет собой монастырь средних размеров, выстроенный из тесаного белого камня. По мнению специалистов, храм Симона Кананита был сооружен в IX-X вв; он реставрирован и частично видоизменен в XIX в.

Согласно древним легендам, а так же преданиям абхазов, внутри храма были  захоронены мощи апостола Симона Кананита. Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая  IX-X веком, имеется над окнами нижней стены храма. Эту надпись расшифровывают только частично и то по-разному  и один из  вариантов звучит так: “ Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого,   митрополита (Зихского?)” Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада. Она  состояла из четырех или даже пяти строк, значительна повреждена и читается только частично; однако видно, что надпись обращена к Господу Богу с просьбой о спасении строителя этого храма, раба божия такого-то: Христос Господь, спаси раба (своего) ... являются... и сын твой ... Христос Господь... Христос”. Эту надпись относят к IX-X вв

В эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства, храм становится епископской кафедрой под названием Цхумской (Сухумской), в списке 40 епископатов Грузии занимает видное место.

Храм служил местом погребения духовных особ Цхумской епархии. Об этом свидетельствовала надгробная плита, лежавшая до 1882 года у южного входа и с погребальной надписью по-гречески. Возможно, что этот камень до первой реставрации храма находился непосредственно в храме или же поблизости. (Первую реконструкцию затеяли монахи Ново-Афонского монастыря в 1881-82гг).

Монахи монастыря, при реконструкции храма обнаружили монету с надписью Алексея Камнена, что свидетельствует о том, что храм уже реконструировался в  период царствования царя Давида (1089-1130), вошедшего в историю под именем Строитель. К этому же периоду относится украшение храма богатой росписью.

В период турецкого владычества в Абхазии религиозная служба была прекращена, и заброшенное здание стало притоном разбойников.

Беспризорная на протяжении веков  церковь пришла в запущенное состояние, стенная роспись была испорчена, западный притвор был завален камнями, купол разрушен, и все заросло дикими растениями.

В середине XIX века в церкви обосновался абхазский дворянин Хасан Маргания (он же Маан). Когда же он решил построить себе до (вблизи теперешней железнодорожной станции), он использовал часть тесаных камней из церкви.

В  1881 году новоафонские монахи решили восстановить церковь. Своды были поправлены. Невозможным оказалось восстановить  старинную роспись, поэтому было принято решение стены забелить и нанести новые росписи.