Анакопия
Лазаревское - Абхазия - Лазаревское - Абхазия

История Нового Афона. Анакопийская цитадель.

Новый Афон, как и все города Причерноморья, имеет свою историю, уходящую в глубь тысячелетий, и славится многими замечательными памятниками старины.

Уже в III тысячелетии до нашей эры на южном склоне Иверской горы возникло поселение позднего неолита, которое существовало и в эпоху бронзы. Гораздо позже, в раннеантичный период, на берегу моря,  между реками было основано небольшое поселение. Жители его вели оживленную торговлю с различными центрами древней Греции. Об этом говорят обломки посуды, амфоры и другие предметы, найденные при раскопках Афонского городища и на морском дне

С начала нашего летоисчисления Новый Афон в исторических документах чаще всего встречается под названием Анакопии (“анакоп” по абхазски - “выступ”, “извилистая местность”). Существование на территории Нового Афона укрепленного пункта в начале  нашей эры подтверждают археологические материалы (в частности, обнаруженные в 1881 году при строительстве дороги  на вершину горы от  Афонского монастыря), а так же сохранившиеся на Иверской горе части цитадели, являющейся первой линией обороны Анакопии.

Стены цитадели сложены из хорошо отесанных и пригнанных камней. Попасть в цитадель можно было только через небольшие ворота, расположенные в южной стене. К воротам примыкает полуразрушенная башня четырехугольной формы.

Но самое значительное  оборонительное сооружение Анакопийской цитадели - так называемая Римская башня. Это сооружение было четырехэтажным, о чем свидетельствуют углубления внутри него. Бойница башни обращена на юг, к обрыву. Наблюдательный пункт находился на четвертом этаже, откуда хорошо просматривались окрестности. Сооружалась башня во 2-4 веках нашей эры.

В центре Анакопийской цитадели, на самом краю обрыва, находился  Анакопийский храм. Этот интересный памятник архитектуры, созданный в 7 веке, в настоящее время сохранился лишь частично. Он представляет собой  одноабсидную базилику. Памятник приобрел большую известность благодаря преданию, которое гласит, что  здесь якобы находится “нерукотворная икона “ Иверской Богоматери.

По мнению многих исследователей, храм сооружен на месте древнего абхазского языческого капища.

Внутри храма, в его алтарной части, сохранились несколько камней с изображением рыб (символом древнего христианства), лев и крест. Кое-где уцелели надписи на древнегреческом языке.

Рядом с храмом в позднеантичный период был художественно оформлен выход на поверхность родниковых вод. Это один из немногих случаев, когда на вершине горы встречается источник с пресной водой. Ученые утверждают, что начало источника находится высоко в горах, а затем вода по разломам в скальной породе, как по сообщающимся сосудам, поднимается на вершину Иверской горы. Уровень  воды в колодце всегда одинаков. Даже летняя засуха не понижает его. Легенда гласит, что этот колодец - бывший подземный ход, который затопили воины, вынужденные покинуть Анакопийскую  цитадель. Трудно дать объяснение  появлению воды на вершине горы, однако, сама шахта колодца  облицована  камнями на глубину, по крайней мере, 25-30 метров. А с глубины 8 метров начинаются ступени, ведущие вниз. Может быть, легенда права?

Но у других авторов (в частности у Вианора Пачулия)  встречаешь такое описание этого источника: это бассейн, выдолбленный в скальной породе, глубиной не более 3х метров, со дна которого проступает вода  родниково-карстового происхождения.

Какому  описанию приходится верить?

Многочисленные находки, относящиеся к тому периоду,  дают понять, что Анакопия того времени была крупным торгово-ремесленным городом. С III- IV вв. становится  резиденцией правителей Абхазии.

Многие авторы считают, что в III-V веках эта местность носила название  Трахея ("суровокремнистая").

В этот период создается вторая линия укреплений, состоящая из трех стен - южной, западной и восточной. Эта линия укреплений поднималась в горы на высоту 285 метров, а строители, удачно используя рельеф местности, практически сделали  город неприступным для врага.

Но в VIII веке правители посчитали, что существовавших к тому времени оборонительных линий, недостаточно. Поэтому создается третья линия, которая огибала площадь  в 60 гектаров. Вот тогда-то за Анакопий, по свидетельству древнегрузинских историков VII-VIII вв., закрепилось звание “самой главной крепости Абхазии”.

В 736-737 годах в Анакопии объединились для защиты  от арабского нашествия войска грузинского царя Арчила и  абхазского владетеля Леона I - вассала Византии. Арабскими войсками командовал полководец Мурван ибн-Мухаммед, прозванный абхазами за жестокость и бессердечие “Кру” - глухой. Мурван прошел с огнем и мечом по Армении и Восточной Грузии, разрушил и опустошил  многие города и населенные пункты, в районе Келасури прорвал  Великую Абхазскую стену и захватил  город Цхум и, наконец, разбил свой лагерь у стен Анакопии.

Что бы взять крепость штурмом, арабам нужно было форсировать реки с крутыми берегами и преодолеть мощные стены третьей линии укреплений. Подвезти и использовать военную технику -  катапульты, баллисты, тараны - они не могли: склоны Иверской горы были слишком крутыми. Все попытки захватить крепость штурмом были безуспешными. Тогда арабы решили взять защитников крепости измором. Но и это не помогло: продовольствие подносилось по подземному ходу, а вода была в избытке. Шесть месяцев абхазские  и грузинские воины отбивали атаки и штурмы неприятеля.

Во вражеском лагере вспыхнула чума, началась паника, и защитники крепости, воспользовавшись этим, перешли в наступление. Арабские войска дрогнули и отступили. Непобедимый полководец Мурван ибн-Мухаммед вынужден был уйти из Абхазии, понеся огромные потери в армии: 40 тысяч человек погибли у стен Анакопии. После этого поражения арабы никогда больше не появлялись  в этих землях.

В конце VIII века абхазский владетель Леон II, воспользовавшись внутренними смутами в Византии, объявил себя независимым царем абхазским. При нем Анакопия становится столицей Абхазского царства и оставалась ею до перенесения царской резиденции в город Кутаиси.

Смерть  бездетного абхазского царя Феодосия Слепого в 982 году оборвала почти двухсотлетнюю династию абхазских царей. Но уже в 980 году власть перешла в руки Баграта III, сына сестры Феодосия, Гурандухты, в основном  завершившего объединение разрозненных грузинских земель.

Начало царствования грузинского царя Баграта IV (1027-1072) было отмечено смутами. Его младший брат Дмитрий поднял восстание и завладел Анакопией, но, опасаясь гнева Баграта, вскоре бежал в Константинополь, а город сдал византийцам. Занятый войной  с тбилисским эмиром, Баграт IV не смог сразу же вернуть утерянную область, и Анакопия в течение 40 с лишним лет оставалась в руках византийцев.

Освобождение Анакопии от византийцев Георгием II, сыном и преемником Баграта IV,  отмечается в грузинской летописи как важное событие истории абхазского народа.

Дальнейшая история Анакопии средних веков не примечательна. Известно, что город жил и застраивался. Его земли увеличивались и подошли  к самому морю, где была построена удобная гавань. Город был обнесен новой стеной. В этот период был сооружен прекрасный памятник архитектуры - Храм Симона Канонита. Впоследствии он становится епископской кафедрой, именовавшейся Цхумской.

В эпоху феодальной раздробленности Грузии  (XIV-XVII вв.)  Анакопия утрачивает свое политическое и экономическое значение. Некогда многолюдный и  административный город опустел, а на картах того времени, город показан как место,  покинутое населением. Во время турецкой оккупации  здесь находился только турецкий гарнизон, а землями владел абхазский феодал Маан.

Жизнь в районе реки Псырцха забурлила только в 70х годах прошлого столетия, когда на эту безлюдную местность обратили свое внимание  монахи Афонского Пантелеймоновского монастыря. Вскоре сотни человек строителей устремились  сюда, что бы возвести  монастырские постройки. И эта местность, прежде славившаяся своими укрепительными сооружениями, стала славиться культовыми - Новоафонским Пантелеймоновским Симоно-Канонитским мужским монастырем.